Одесса

Автор morela, 24 июня 2006, 21:55:18

« назад - далее »

morela

#15
"...Бульвар Французкий весь в цвету...'    

«Маленький Париж» - так часто называли Одессу. Дух Франции витал над городом, материализуясь Ришельевской и Ланжероновской улицами, Дюковским садом, Ришельевским лицеем, Пале-Роялем, дачей Рено, Французским бульваром…

Еще в 1910-х г.г. на Французском бульваре, там, где за старой аркой теперь находится канатная дорога, была дача барона М.А.Рено – потомка пушкинского современника, французского негоцианта Жана Рено. Согласно легенде, через арку, выполненную в мавританском стиле, выходил к морю молодой изгнанник Александр Пушкин. Однако при Пушкине на даче Рено располагалась значительно дальше – там, примерно, где впоследствии была дача городского головы Г.Г.Маразли, а потом – элитный санаторий им.Чкалова.

До 1902 г. Французский бульвар назывался Мало-Фонтанской дорогой, вид имевший малопривлекательный. Вдоль многочисленных дач тянулись земляные валы, обсаженные акациями, тротуаров не было и в помине, а мощение заканчивалось в том месте, где теперь находится санаторий «Аркадия». И неизвестно, сколько времени сохранялось бы такое состояние, если бы не деятельность городского инженера В.И.Зуева, вступившего на должность в 1894 г. и загоревшегося идеей реконструкции Мало-Фонтанской дороги. По его проекту были устроены широкие тротуары, первая в России мостовая, крытая гудроном, позже замененным прекрасно уложенной брусчаткой, полотно под электрический трамвай, который собирались пустить вместо конки. Хозяева дач Малого Фонтана на 10 лет предоставили городу беспроцентную ссуду для финансирования работ и выкупа полос земли, которые понадобилось отрезать от частных владений при расширении дороги. Некоторые из них отдали землю безвозмездно – владелец «Кафе Фанкони» Ф.Скведер, содержатель знаменитых бань С.Исакович и другие. Но некоторые владельцы дач отказались продать свои полоски земли, среди них – Г.Г.Маразли, который не захотел резать «по живому» свой прекрасный, украшенный мраморными скульптурами парк. Учитывая заслуги Маразли перед городом, его участок не тронули, а Мало-Фонтанская дорога, лишившись прямолинейности, повернула вправо.

Рядом с бывшей дачей Маразли находится экзотическая достопримечательность города – Ботанический сад, основанный садовником Десметом в 1820 г. Здесь устраивались балы, народные гуляния, скачки, а в начале 1830-х гг. на потеху одесситов запустили воздушный шар. Потом сад несколько захирел, его даже начали застраивать – в конце 30-х гг. ХХ-го столетия там появились два жилых дома. Впрочем, здравый смысл победил, и сегодня одесситы с гордостью показывают Ботанический сад гостям города. Была и улица Ботаническая, да переименовали ее в проспект Гагарина. Проспект этот упирается во Французский бульвар точно напротив знаменитой киностудии – там, где творили А.Довженко, А.Бучма, В.Шукшин, В.Высоцкий… Верю, что Одесская киностудия преодолеет застой и вернет былую славу.

…Мало осталось на Французском бульваре старинных особняков с романтическими башенками, арками и стрельчатыми окнами. Сохранилась резная дверь дома №5, увенчанная монограммой «НМ» (Николай Михайлов); сохранились и решетки изящного кружевного литься, кирпичи ограды винзавода с клеймом «Черепичный завод Шполянского». Но в основном – строения довоенные и нынешние: санаторий «Россия», университетский корпус, институт им.Филатова… Когда-то на месте института было футбольное поле «Споринг-клуба», на котором за команду родной Ришельевской гимназии играл Ю.Олеша. Построенный здесь в 1938 г. институт приобрел всемирную известность одесской песни («… и если вам у драке выбьют глаз, то этот глаз обратно вставит вам Филатов»). Будучи человеком верующим, Филатов опекал церковь Адриана и Натальи на Французском же бульваре. Недавно ее здание подверглось реставрации, и церковь вновь зовется в народе «Филатовской».

Многое пришлось испытать Французскому бульвару в период, когда он назывался «Пролетарским». Не избежал неприятностей и мраморный Лаокоон с сыновьями – скульптурная композиция экспроприирована из парка Маразли и несколько раз перемещалась по городу. Многое с тех пор изменилось, вернули бульвару его исконное название, жаль только – Лаокоону возвращаться уже некуда. Сейчас он занимает неплохое место у археологического музея. Будем надеяться – навсегда…

Аркадия    

Аркадия с греческого языка переводится как "ворота в рай"; так вот через эти самые ворота теперь можно узнать все "за город". Да-да, именно здесь можно отдыхать, на этакой "французской Ривьере", где находятся самые роскошные ночные клубы, бары, рестораны, элитные пляжи и гостиницы. Здесь вы вполне сможете встретить старых одесситов, рассказывающих "за раньше". Услышать настоящий одесский язык, посмеяться над анекдотом и прийти к выводу, что Одесса таки не потеряла своего колорита.

Улицы рассказывают
      
      Пушкинская
Старое название: Итальянская      
   
   
Первоначальное название улицы - Итальянская. Появляется на карте города в 1827 г. Улица знаменита тем, что на ней жил русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, который посвятил Одессе немало замечательных строк. 25 июня 1880 г. улицу переименовывают в ул.Пушкинскую, и это название сохранилось и до на наших дней. Несмотря на то, что Пушкину приходилось останавливаться в разных домах Одессы, музей, посвященный поэту, решили открыть именно в доме №13 по улице Пушкина. Там же находится и памятник Пушкину с тростью (без трости), который одесситы установили в честь 200-летия поэта.
По этой же улице расположен Музей западного и восточного искусства, Одесская филармония, гостиница "Красная", Центральный универмаг. Начинается улица от Думской площади (начало Приморского бульвара), и заканчивается Привокзальной площадью

Гаванная ул.
Старое название: Халтурина ул   
      
         
Первоначально название улицы - Портовая. Появляется на картах города с 1828 г. 24 сентября 1827 г. улица переименована в ул.Гаваньскую. 30 сентября 1831 г. появляется название Гаванная, а 4 июня 1832 г. - Гаванская улица. 7 июля 1837 г. улицу называют Александровской гаванской. С 7 марта 1866 г. улица Гаванная проходит от Дерибасовской Сабанеева моста, а с 1867 - доходит до порта. 3 апреля 1924 г. улицу переименовывают в улицу Халтурина в честь Станислава Николаевича Халтурина, рабочего-революционера, казненного за убийство прокурора генерала В.С.Стрельникова.
С 1944 по 5 сентября 1946 г. улица называется Портовой. Название Гаванная возвращено улице 18 августа 1944 г.

Дерибасовская
Старое название: Гимназическая   
      
   
Первоначальное название улицы Гимназская, иногда встречается название Гимназическая. Названа в честь коммерческой гимназии Вольсея, открытой по указу первого градоначальника города Ришелье 16 апреля 1804 г. Первоначально улицу разделяла Военная балка, которая спускалась к военной гавани, и по улице проходил мост, который отделял Греческую площадь от улицы Ланжероновской. Поскольку в этом месте балка была неглубока, то вскоре ее засыпали. С 6 июля 1811 г. улица называется Дерибасовская или де Рибасовская, в 1814 - просто Рибасовская, с 1836 встречается название Де-Рибасовская, Рибасовская. Названа так в честь первого градоначальника города Иосифа Михайловича де-Рибаса, который занимался разработкой строительного плана и управлял городам с момента его основания. В 1920 г. 30 апреля улицу переименовывают в улицу Лассаля. Фердинанд Лассаль (1825-1864) - публицист, деятель германского рабочего движения, организатор Всеобщего германского рабочего союза. После гибели летчика-испытателя Валерия Федоровича Чкалова в 1838 г. улица носит имя Чкалова. С 19 ноября 1941 г. - улица Дерибасовская. Улица небольшая как в длину, так и в ширину, не имеет спуска к морю, но тем не менее, вопреки планам градоустроительства, одесситы выбрали ее главной улицей. Возможно потому, что она лучше всего подходит к характерам самих одесситов. Здесь все уютно, спокойно, по-домашнему, старых знакомых можно встретить только здесь. Памятник Дерибасу находится в начале улицы со стороны улицы Польской.

Екатерининская
Старое название: Карла Маркса
         
   
Улица существовала ранее 1823 г. Название перешло от названия площади Екатерининской, с которой начинается улица. При основании города на этом месте была заложена церковь "во именование Святой Великомученицы Екатерины для военнослужащих близ военной гавани". Церковь так и не была построена. В начале ХХ века на этом месте появляется памятник Екатерине II, который по композиции похож на памятник Екатерине в Петербурге. 30 апреля 1920 улицу переименовывают в улицу Карла Маркса. В период оккупации, с 19 ноября 1941 по 14 апреля 1944, улица носит имя Адольфа Гитлера. На пересечении улиц Карла Маркса и Карла Либкнехта до сих пор существует кафе "У двух Карлов". Название Екатерининской было возвращено 20 сентября 1991 года.

morela

#16
Дворянская
Старое название: Петра Великого   
      
      
Появляется на картах города в 1814 г. Улица получает название Дворянской 18 августа 1828 г. До 1835 г. улица проходит от Софиевской до Бульварной (Старопортофранковской) улицы. 7 января 1822 г. впервые поднимается вопрос "об уничтожении проезда Дворянской улицы до Софиевской", т.е. о постройке домов, перегораживающих ее. После постройки Кирхи и домов в этом районе Дворянская улица прошла с небольшим изломом мимо Кузнечной, дегтярной и Кривой улиц. Позже часть Дворянской от Ямской до Старопортофранковской называлась Лютераской улицей (переулком), а участок от Кузнечной до Старопортофранковской одновременно назывался Дворянским пер.

21 мая 1902 г. переименовывается в ул.Витте в честь русского государственного деятеля Сергея Юльевича Витте. В 1870 г. он окончил Новороссийский университет, зданием которого начинается улица, в 1869 г. зачислен в канцелярию Одесского генерал-губернатора, с 1892 г. становится министром финансов.

19 июня 1909 г. улицу переименовывают в ул.Петра Великого в ознаменование 200-летия Полтавской битвы. В 1923 улица становится ул.Коминтерна. 19 ноября 1941 г. улица вновь обретает название Петра Великого. Старое название возвращают 2 июня 1995 г

Пушка

[attachment=2185:attachment]
В Одессе ежедневно в течение года, ровно в 12 часов, раздавался выстрел, возвещая рабочему люду о наступлении полудня. Эти полуденные выстрелы ввели в городе после войны с турками в 1828 году. Тогда князем Воронцовым была выделена одна из пушек, захваченных у турок. Пушка была медной и много лет простояла на Николаевском бульваре, с правой стороны бульварной лестницы. К полудню к пушке подходили два бравых артиллериста, один из которых с фитилем в руках смотрел на часовщика, находящегося у памятника Ришелье, ему подавали знак с Воронцовского дворца по хронометру. При взмахе руки часовщика гремел выстрел пушки. Однажды в дневное время пушку похитили, это вызвало переполох в городе. Позднее удалось ее обнаружить, но распиленную на части. Долгое время город оставался без "холостых выстрелов".

В 1880 году горожане ходатайствовали о приобретении пушки, и даже велись переговоры с руководством Керченской крепости. В 1882 году перед только назначенным генерал-губернатором края героем русско-турецкой войны Гурко возбудили ходатайство о пушке.

30 июля 1882 года городу передали одно медное орудие из числа отбитых у турок. С тех пор полуденные выстрелы возобновились, но пушка уже стояла во дворе дворца и вывозилась на бульвар лишь для выстрела в полдень.

Памятник Ришелье


В начале лета 1822 г. в Одессу пришло известие о смерти герцога Ришелье. Одесса мысленно прощалась с тем, кто за годы пребывания ее градоначальником сделал для юного города и пользовался уважением ее граждан.

Вот почему призыв графа Ланжерона начать сбор средств на сооружение памятника бывшему одесскому градоначальнику нашел отклик не только среди купечества, высокопоставленных лиц или окружения Новороссийского генерал-губернатора, но и стал понятным простым людям, от рабочих мукомольных заводов до портовых грузчиков. Воистину, редкий и удивительный для того времени гражданский порыв.

Получив именное разрешение Александра I на сооружение памятника, одесситы обратились к одному из крупнейших русских скульпторов Ивану Петровичу Мартосу, автору памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Широко известно пояснение академика Мартоса к эскизу памятника, данное в его письме в Одессу в феврале 1824 г.: "Фигура герцога Ришелье изображена в моменте шествующем...". Трудно себе даже представить нечто более удачное по форме и содержанию, чем это решение, настолько верно и точно отразившее не только личность Арманда-Эммануила Ришелье, но и дух города.

Отлитая в бронзе петербуржским мастером литейных дел Ефимовым, статуя Ришелье и три латунных барельефа, символизирующих "Земледелие", "Торговлю" и "Правосудие", прибыли в Одессу. Наступило 22 апреля 1828 г. (по старому стилю) - день открытия первого одесского памятника.

Накануне, с субботы на воскресенье, лил дождь, и устроители праздника волновались. Однако воскресное утро принесло яркое солнце и голубизну неба, соответствовавших праздничному настроению одесситов, которые устремились к центру города. Согласно обычаям того времени, была отслужена торжественная литургия в Преображенском соборе, а затем процессия, возглавляемая генерал-губернатором Новороссийского края М.С. Воронцовым, направилась на бульвар. Вокруг пьедестала памятника была сделана специальная решетка, на углах которой развевались четыре флага: русский, английский, французский и австрийский - как дань международного признания деятельности Ришелье при строительстве Одесского порта. Напротив статуи, со стороны моря, был выстроен батальон Уфимского пехотного полка, с другой стороны разместились воспитанники и профессора Ришельевского лицея, нарядный вид которых подчеркивал торжественность момента.

Естественно, всех желающих находиться в непосредственной близости к центру событий вместить бульвар не смог, поэтому людское море простиралось во все видимые стороны этого живописного места. Когда упал покров, скрывавший статую, раздались пушечные залпы с кораблей, стоявших в гавани, салютовавших событию, ожидавшемуся гражданами города несколько лет.

Воспетый в стихах и песнях, памятник Ришелье за эти годы стал олицетворять собой нечто большее, чем просто символ Одессы - он стал ее талисманом.

Театр оперы и балета


В самом начале улицы Ришельевской стоит здание Оперного театра. Это по праву выдающееся сооружение, украсившее наш город в 1887 году.

Театр был построен по проекту архитекторов Ф. Фельмера и Г. Гельмера на месте первого городского театра, созданного Тома де Томоном и сгоревшего в 1873 году.

Новый театр построен в стиле венского барокко. Его фасады украшены лоджиями, балконами, аллегорическими скульптурными композициями, символизирующими все виды театрального искусства.

Вестибюль, парадные лестницы, а также поярусные фойе отличаются изобилием скульптурных украшений, позолотой и яркой орнаментикой декора. Подковообразный в плане зал рассчитан более чем на полторы тысячи мест.

На фронтоне центрального портика римскими цифрами указаны даты строительства театра 1883-1887 гг. Ниже, в память о пожаре 1925 года, надпись: "театр горел", А последняя цифра - дата последней реставрации - 1967 год.

Слева от главного фасада находится сад - Пале Рояль, где по первоначальному замыслу архитекторов должен был находиться ресторан.

Улица Преображенская начинается от бульвара Искусств. В начале улицы обращает на себя внимание здание бывшего коммерческого училища, построенное в 90-х годах XIX века по проекту архитектора Ф. Гонсиоровского.

В начале улицы установлен памятник уроженцу Одессы - Р. Я. Малиновскому (бюст работы мастерской Е. В. Вучетича). Р. Я. Малиновский командовал войсками 3-го Украинского фронта, которые 10 апреля 1944 года освободили Одессу от захватчиков.

На пересечении улиц Преображенской, Садовой и Дерибасовской расположена Соборная площадь.

Здесь, на высоком пьедестале, выполненном из крымского диорита, возвышается бронзовая статуя М. С. Воронцова. Михаил Семенович Воронцов (1782 -1856) - граф, а впоследствии князь (1845), с 1823 года был генерал-губернатором Новороссийского края. Герой войны 1812 года, он прославился как участник многих военных кампаний. Памятник был открыт 8 ноября 1863 года. Авторы его - мюнхенский скульптор Ф. Бруггер и одесский архитектор Ф. Боффо.

В 1795 году на Соборной площади по проекту Ф. Еунша была заложена Никольская церковь. Позднее на месте этой церкви Фр. Фрапполи соорудил Спасо-Преображенский собор. В 1936 году здание собора было разрушено, а на его месте были разбиты клумбы и сооружен фонтан.

Восстановление Спасо-Преображенского собора началось в 1999 году. В настоящее время восстановлена колокольня. Интенсивно ведутся работы по строительству здания.

morela

#17
Исторические сведения Спасо-Преображенского собора

В августе 1794г. состоялось торжественное освящение города Одессы, во время которого на Соборной площади было освящено место строительства церкви в честь Николая Чудотворца, а в 1795г. был заложен первый камень. Эта церковь и стала прародительницей будущего кафедрального собора. Сооружение церкви по проекту инженера В.Вонрезанта планировалось закончить в 1797г., но торжественное освящение церкви произошло только 25 мая 1809г. Главный престол соборной церкви был освящен в честь Преображения Господня, правый - во имя Святого Николая и левый - во имя Святого Спиридона. После освящения церкви она и получила свое окончательное наименование - Спасо-Преображенской.

В 1825г. был утвержден проект колокольни, разработанный Д.Фраполли. Колокольня разместилась западнее церкви. Строительство колокольни было завершено в 1837г. Учитывая то, что Одесса в 1837г. стала епархиальным центром, Спасо-Преображенский собор стал кафедральным. Возникла потребность в его расширении. По заказу архиепископа Гавриила в 1841г. архитектор Д.Гейденрейх разработал проект трапезной части, объединившей колокольню и старую церковь. Частичные реконструкции собора производились в период 70-80-тых годов прошлого века, а в 1894г. был осуществлен капитальный ремонт собора.

Архитектурные недостатки собора, возникшие при многократных достройках, были исправлены при последней реконструкции в 1900-1903гг., на которую было потрачено 220 тыс. рублей из городской казны. Реконструкция предусматривала не только изменение фасадов, но и значительную перестройку интерьеров. В этот период были построены два боковые купола, а к восточному фасаду - портик. Была украшена и колокольня.

Внутренний вид собора был великолепен. Первое, что поражало при входе в храм - обилие света и простор. Колонны в интерьере в коринфском ордере были облицованы искусственным мрамором белого цвета. Пол выложен из плит белого мрамора. Новый иконостас - из серовато-белого полированного мрамора. Над престолом возвышалась куполообразная сень на самостоятельных колоннах. После реконструкции 1903г. кафедральный Спасо-Преображенский собор стал одним из крупнейших храмов Российской империи и вмещал до 9 тысяч человек. Его размеры в плане составляли 90х45 метров, а высота колокольни - 72 метра.


Главной святыней собора была чудодейственная икона Касперовской Божией Матери, которая доставлялась ежегодно в Одессу из села Касперовка 25 сентября и оставалась в соборе до праздника Святой Пасхи.

В Спасо-Преображенском соборе были захоронены архиепископы Иннокентий (1857г.), Иоанникий (1877г.), Дмитрий (1883г.), Никанор (1890г.). В соборе размещалась могила светлейшего князя М.С.Воронцова и его супруги.

В 1936г. Спасо-Преображенский кафедральный собор был варварски разрушен.


Воронцов М.С. (1782-1856) - граф, новоросийский генерал-губернатор и полномочный наместник Бессарабской обл.




 Этапы возрождения Одесского Кафедрального Спасо-Преображенского собора

23 апреля 1999 г. — постановлением Кабинета Министров Украины №700 Одесский Спасо-Преображенский кафедральный собор на Соборной площади включен в "Программу воссоздания выдающихся утраченных памятников истории и культуры Украины".

17 июля 1999 г. . — учреждена благотворительная организация — "Черноморский Православный фонд", основной задачей которого определено сбор средств на воссоздания собора.

2 сентября 1999 г. . — подведены итоги открытого конкурса на разработку проекта реставрационного воссоздания Храма, первую премию получил конкурсный проект, выполненный Одесским городским проектно-производственным бюро архитектуры и градостроительства (КП «Одеспроект») при управлении архитектуры и градостроительства горисполкома.

5 сентября 1999 г. . — торжественное освящение начала строительства и закладка в основание собора капсулы с посланием, будущим поколениям Одессы и мощами Георгия Победоносца.

29 ноября 1999 г. . — Распоряжением городского головы Руслана Боделана объявлен конкурс на выполнение строительных и реставрационных работ первой очереди храма на Соборной площади.

29 декабря 1999 г. . — подведены итоги конкурса по определению генерального подрядчика на строительные и реставрационные работы. По итогам конкурса генеральным подрядчиком было определено АО «Стикон».

1 февраля 2000 г. . — начало нулевого цикла строительства.

29 апреля 2000 г. . — освящение и закладка первого камня в основание колокольни.

1 декабря 2000 г. . — из Греции в Одессу доставлены 14 колоколов для кафедрального Спасо-Преображенского собора.

6 декабря 2000 г. . — на Соборной площади состоялось освящение 14-ти колоколов, которые будут установлены в Преображенском соборе.

10 декабря 2000 г. . — на рабочей отметке 38 метров верхней площадки колокольни установлены 13 маленьких колоколов.

11 декабря 2000 г. . — на высоту 45 метров был поднят главный колокол кафедрального Спасо-Преображенского собора.

19 декабря 2000 г. . — установлена верхняя часть шатра колокольни кафедрального Спасо-Преображенского собора.

21 декабря 2000 г. . — на куполе колокольни кафедрального Спасо-Преображенского собора установлен крест.

6 января 2001 г., . — торжественное открытие колокольни и освящение часовни в ее первом ярусе.

Февраль 2001 г. . — начались работы по вскрытию существующих фундаментов храма.

10 ноября 2001 г. . — Черноморский Православный фонд совместно с телекомпанией РИАК провел благотворительный марафон по сбору средств на завершение второй очереди строительства восстанавливаемого Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Марафон принес 573012 гривен 15 копеек.

6 января 2002 г. . — первая служба в нижнем храме Спасо-Преображенского собора — торжественный молебен, посвященный Светлому празднику Рождества Христова.

19 января 2002 г. . — закладка первого камня в стену верхнего храма Спасо-Преображенского собора.

28 февраля 2002 г. . — визит Президента Украины, закладка в стену верхнего храма письма потомкам.

17 марта 2002 г. . — совместный визит на строительство собора Президентов Украины и России.

10 июля 2002 г. . — визит на строительство Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины.

16 сентября 2002 г. . — подведены итоги конкурса на изготовление и установку столярных изделий на здании строящегося кафедрального Спасо-Преображенского собора в г. Одессе. Конкурс выиграла одесская фирма «МРТ».

7 октября 2002 г. .— бетонирование главной несущей плиты под основание большого купола.

7 декабря 2002 г. . — Черноморский Православный фонд совместно с телекомпанией РИАК провел благотворительный марафон по сбору средств на завершение общестроительных работ возрождающегося Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Общая сумма пожертвований от одесситов и предприятий города составила 579283 гр.

28 декабря 2002 г. . — освящение и установка крестов на купола возрождаемого Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора.

6 января 2003 г. . — первая служба в верхнем храме Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора — благодарственный молебен в честь завершения общестроительных работ по воссозданию храма.

7 февраля 2003 г. . — отчет правления Черноморского православного фонда перед общим собранием фонда.

Апрель 2003 г. . — рабочая группа специалистов Черноморского Православного фонда побывала в командировке в Москве, в воссозданном Храме Христа Спасителя и в Санкт-Петербурге, в соборе св. Исаакия Далматского. Целью поездки было изучение опыта устройства инженерных сетей и декоративно-художественной отделки крупнейших российских храмов.

25 апреля 2003 г. . — Первые 18 человек отмечены памятным знаком Черноморского Православного фонда "за угодный Господу вклад в дело восстановления поруганной святыни – храма Преображения Спаса нашего и Иисуса Христа, сына Божия "

27 июня 2003 г. . — подведены итоги конкурса на выполнение проектных и строительно-монтажных работ по системе отопления Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Победителем конкурса стало ООО «ВИВА».

Июль-август 2003 г. . — разработан проект интерьера молельного зала и алтаря нижнего храма. Проект вынесен не всеобщее обсуждение, а затем утвержден на заседании градостроительного совета при Управлении архитектуры и градостроительства Одесского горисполкома.

3 сентября 2003 г. . — Одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор посетил Блаженнейший Владимир в сопровождении 19 митрополитов со всей Украины.

Сентябрь 2003 г. . — начато строительство третьей очереди Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора — хозблока. На крыше хозблока будет смонтирована котельная.

Октябрь 2003 г. . — выпущены именные благотворительные билеты 10 номиналов. Сам билет будет вручаться жертвователю, а его фамилия и номер билета регистрироваться на сайте Черноморского Православного фонда www.sobor.odessa.ua.

18 декабря 2003 г. . — подведены итоги конкурса по определению подрядчика на выполнение художественно-декоративного оформления и убранства нижнего храма воссоздаваемого Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Победителями конкурса стали коллектив одесских художников, по руководством В.Г.Борисова и ООО СК «КРИМАР».

20 декабря 2003 г. . — Черноморским Православным фондом совместно с телекомпанией "РИАК-информ" проведена краеведческая акция "Легенды Одессы". Средства, собранные во время акции пойдут на восстановление знаменитого "Филатовского фонтана" на Соборной площади.

2 сентября 2004 г. . — торжественное открытие мозаичного панно — иконы "Образ Христа Вседержителя на Престоле" на восточном фасаде собора и открытие Филатовского фонтана на Соборной площади.

6 января 2005 г. . — состоялось освя¬щения нижнего храма Одесского Спасо-Преображенского кафедраль¬ного собора в честь свя¬тителя Иннокентия, одесского чудотворца и торжественное богослужение. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел от име¬ни предстоятеля Украинской православной церкви блаженнейшего Владимира вручил награды церкви людям особо отличив¬шимся в воссоздании храма.

26 марта 2005 г. . — передача здания Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора Одесской епархии Украинской Православной церкви. После передачи здания в Нижнем храме собора прошло награждение памятным знаком Черноморского Православного фонда людей, внесших наиболее весомый вклад в воссоздание храма. В числе награжденных — академик В.П.Филатов, который сразу после разрушения храма сделал первый шаг для его возрождения: на собственные деньги построил на месте главного алтаря разрушенного собора фонтан, — "дабы не топтали люди святого места".

16 мая 2005 г. .— обращение правления Черноморского Православного фонда к новым Одесским городским и областным властям, с просьбой взять под свой патронат воссоздание храма.

18 мая 2005 г. . — прошло общее собрание Черноморского Православного фонда с участием представителей городских властей. Первый заместитель городского головы А.И.Ворохаев объявил о поддержке фонда городскими властями и о намерении продолжить и завершить начатое строительство. На собрании были переизбраны руководящие органы фонда. Председателем наблюдательного совета стал А.И.Ворохаев, председателем правления остался В.В.Иеремия.

11 июля 2005 г. . — визит в собор Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины.

14 июля 2005 г. . — на заседании правления ЧПФ принято решение о перезахоронении в соборе праха князя М.С.Воронцова и его жены Е.К.Воронцовой. Объявлен конкурс на выполнение работ по изготовлению надгробья и сени могилы Воронцовых.

Kroky

morela, спасибо, что работаете нашим гидом. Очень интересно :). Так Малая Арнаутская улица существует или это легенда?

morela

#19
Цитата: Krokymorela, спасибо, что работаете нашим гидом. Очень интересно :). Так Малая Арнаутская улица существует или это легенда?
Малая Арнаутская существует по старому ул Воровского.




Князь Воронцов


Светлейший князь

6 ноября 1856 года скончался фельдмаршал, главнокомандующий отдельным кавалерийским корпусом, наместник Кавказский, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, член Государственного Совета, командующий Военно-Каспийской флотилией и шеф Нарвского и своего имени Егерский полков светлейший князь Михаил Семенович Воронцов. Эта утрата вызвала глубокую скорбь во всей Российской империи и особенно в Одессе, в городе, который в воронцовскую эпоху достиг высшего экономического и культурного расцвета. Воронцов с большими почестями был похоронен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. На его уход отреагировали представители всех конфессий, ибо Михаил Семенович был образом веротерпимости, уважения к национальным традициям и обычаям разных народов. Но в первую очередь он был благочестивым христианином. Воронцов принимал участие в возведении многих православных храмов, но особое внимание уделял одесскому Спасо-Преображенскому собору. По его инициативе на строительство каменной колокольни была выделена крупная сумма из городского бюджета. А, кроме того, на протяжении десятилетий Воронцовы жертвовали на строительство и благоустройство главного храма Одессы большие средства. Крупная личность многогранна. Грани личности Михаила Семеновича настолько разнообразны и ярки, что остается только восхищаться тем, как они органично сочетались в одном человеке. Великом человеке.


Сын Отечества

Он был героем нескольких войн, мудрым политиком, поистине гениальным руководителем освоения огромного причерноморского края, миротворцем, высоким интеллектуалом.

В Одессу Воронцов приехал после многолетней опалы. Человек умеренно либеральных взглядов, он был демократичен в общении с низшими чинами в период Отечественной войны 1812 года и в последующие годы, когда русская армия, пройдя через всю Европу, оказалась в Париже. Храбрый воин, он проявлял уважение к мирному населению. Будучи командиром экспедиционного корпуса во Франции, Воронцов оплатил из собственных средств карточные долги всех своих офицеров. Возможно, этот факт не столь значим на фоне его крупных воинских подвигов, зато он ярко свидетельствует о том, насколько важным было для Михаила Семеновича понятие чести. И не только своей, но и русской армии в целом. Он считал необходимым ликвидировать крепостное право, что обусловило неприязнь к нему со стороны крупных помещиков и многих государственных чиновников.

Став генерал-губернатором Новороссии, Воронцов поднял экономику края на недосягаемую высоту. Сельское хозяйство получило мощный импульс к развитию, а торговля хлебом способствовала притоку огромных средств - прежде всего в Одессу. Пристальное внимание Воронцов уделял развитию науки, просвещению и культуре. Он стал основателем одной из первых газет на Юге Российской империи - «Одесского вестника», при нем в Одессе открылась вторая в России после Санкт-Петербурга Городская публичная библиотека, было налажено книгоиздание, в том числе - на украинском языке, на новый уровень было поднято образование. Воронцов проявлял заботу об «иноверцах»: татарах, евреях, караимах...

М.С. Воронцов был крупным библиофилом. Широта его читательских интересов огромна. Сегодня Воронцовский фонд - одна из жемчужин научной библиотеки Одесского национального университета имени И.И. Мечникова.

Увы, в советское время о Михаиле Воронцове основная масса людей судила лишь по пушкинской эпиграмме, а в популярное исторической литературе его выставляли как царского сатрапа, реакционера, душителя свободы. Как отвратительно это выглядит хотя бы на фоне одного события из его жизни. Когда после восстания декабристов, взгляды которых Михаил Семенович не разделял, Воронцов был вызван в столицу для дачи свидетельских показаний, он демонстративно избежал этого, формально сославшись на нездоровье. Многим тогда была известная его фраза: «Товарищей по оружию не предаю!» - ведь многие из декабристов были его сослуживцами.

Образ Воронцова как государственного деятеля, воина, просвещенного руководителя создан в произведения Василия Жуковского, Николая Лескова, Льва Толстого. Они по-разному пишут о нем, но в любом случае - с большим уважением к этой экстраординарной личности.

Памятник на века

Воздвигнуть памятник Воронцову в Одессе сразу после кончины Михаила Семеновича предложил на экстраординарном собрании Императорского общества сельского хозяйства Южной России его вице-президент граф М.Д. Толстой. Предложение было единогласно принято и вскоре одобрено императором Александром ІІ. Кстати, Александр был первым, кто внес в фонд строительства памятника три тысячи рублей из собственных средств. Множество одесситов приняло участие в сооружении монумента. Ими первоначально было собрано 37 тысяч рублей, причем взносы были от нескольких тысяч до нескольких рублей. Пожертвования поступали и в процессе изготовления памятника. В Одесской государственной научной библиотеке имени М. Горького можно ознакомиться с изданным «Отчетом о приходе и расходе сумм по сооружению памятника светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову». Из него видно, что пожертвования поступали из всех уголков Российской империи.

Проект памятника был заказан мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру. Несколько слов об этом мастере. Он родился в 1815 году в Мюнхене, учился несколько лет в Мюнхеновской академии художеств. С 1841 по 1843 год Бруггер жил в Италии, в Риме. Здесь им были созданы скульптура «Молодой Тезей, обрадованный находкой отцовского меча» и барельеф «Одиссей у Калипсо», которые стали яркими свидетельствами незаурядности дарования их автора. Бруггеру также принадлежит статуя «Бавария в колеснице, запряженной лошадью» на Триумфальных воротах в Мюнхене и надгробный памятник историку Иоганну фон Миллеру в Касселе. Творчество Бруггера было известно во многих странах Европы, в том числе и в России. Поэтому дорогостоящий заказ памятника М.С.Воронцову, который был сделан именно этому мастеру, - еще одно свидетельство огромного уважения и искренней любви одесситов к почившему генерал-губернатору. Кстати, в 1863 году город приобрел у Фридриха Бруггера статую «Пенелопа» для подарка императрице. Мастер принимал участие в работах по установлению памятника Воронцову на Соборной площади, присутствовал на его открытии.

Но вернемся к тому времени, когда идея создания монумента только обсуждалась. По предложению членов общества сельского хозяйства он должен был состоять из пьедестала, бронзовой статуи и трех барельефов, изображающих битву по Краоном, взятие Варны и сельское хозяйство и торговлю, которые бурно развивались под покровительством Воронцова. Надпись на памятнике должна была гласить: «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову благодарные соотечественники. 1863 г.». Все бронзовые части были заказаны в Германии, где работы велись под наблюдением русского посланника в Мюнхене тайного советника Северина. Статую Бруггер выполнял, ориентируясь на известный портрет Воронцова работы прусского художника Франца Крюгера. Он написал портрет Воронцова в 1853 году. Это самое позднее по времени изображение светлейшего князя. Современники отмечали поразительное сходство, которого добился скульптор. Один из них писал: «Вы узнаете... знакомое вам лицо князя, всегда спокойное, доброе ласковое, но вместе с тем лицо, которое постоянно было осеняемо светло мыслью, думою - что-нибудь сделать на пользу ближнего».

Трудности возникли с пьедесталом. Решено было изготовить его из твердой породы, добываемой в Крыму. Исполнить пьедестал взялся севастопольский купец первой гильдии П.А. Телятников, но при этом поставил одно условия: поручить ему это дело не как подрядчику, а как члену комитета. Более того, когда суммы, выделенной комитетом на добычу и обработку камня оказалось недостаточно, Телятников предложил восполнить дефицит из своих собственных средств. 11 глыб для сооружения пьедестала были взяты из Артека, имения тайного советника Потемкина, близ Аю-Дага. Наименьшая из них была весом в 200 пудов. Транспортировка их оказалась делом еще более трудным, чем добыча. Три месяца каменные глыбы перетаскивали к морскому побережью для погрузки на судно. Для того чтобы проложить дорогу, взрывали скалы, забрасывали камнями и деревьями овраги. Постоянно этим делом занималось до 70 человек, а иногда, на особ трудных участках пути, число рабочих удваивалось.

Постоянная зыбь у южных берегов Крыма задерживала погрузку камней на баржу. Необходимо было дождаться штилевых дней.

Глыбы нельзя было грузить в трюм. В связи с этим судно на пути в Одессу подвергалось большой опасности, тем более, что в период морского перехода неожиданно налетел сильный ветер. И все же, буксируемая больших пароходом «Александр», нанятым у Российского общества пароходства и торговли, баржа благополучно прибыла в Одесский порт. Огромных усилий стоила доставка каменных глыб на Соборную площадь. Но дело было сделано. И сделано с любовью.

9 ноября 1863 года, при большом стечении народа памятник Михаилу Воронцову был открыт. Это событие подробно описано в газете «Одесский вестник». Состоялся молебен. Произносились речи. Гремел салют. Памятник сразу «прижился», быстро стал достопримечательностью Одессы, помнившей деяния Воронцова.

Забвению не подлежит

Однако через семьдесят лет настали времена другие. Страшные. Спасо-Преображенский собор был приговорен к уничтожению. Начали с интерьера. Красноармейцы разбили мраморную плиту, взломали крышку гроба, в котором находился прах Воронцова. Та же участь постигал усыпальницу Елизаветы Ксаверьевны...

Перезахоронил Воронцовых на Слободском кладбище шофер Никифор Яровой. Тайно. За этот благородный поступок Яровой заплатил жизнью: его расстреляли.

После разрушения собора взялись за памятник. Сначала сбили надпись и заменили ее пушкинской эпиграммой:

«Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».

Этого показалось мало. Памятник, как и монумент Екатерине ІІ, решили снести. Пригнали гусеничный трактор, на статую набросили мощную железную цепь. Трактор тронулся, цепь натянулась и... разорвалась. А Воронцов, красивый, мудрый, гордый, остался стоять на пьедестале.

Устоял...

В конце восьмидесятых годов ХХ столетия Воронцов стал «возвращаться» таким, каким был на самом деле: крупной исторической личностью, вклад которого в развитие государства в целом и Одессы, в частности, неоценим. Появились первые книги о нем. Почетное место среди них принадлежит роману нашего земляка Алексея Сурилова «Фельдмаршал Воронцов».

Изменила облик Соборная площадь. Возродился Спасо-Преображенский собор, прихожанином которого были Михаил Воронцов и его благочестивая супруга. Скоро прах светлейшего князя и прах Елизаветы Ксаверьевны вернутся под своды этого храма, и современная Одесса тем самым сполна отдаст должное тому, кому стольким обязана. Это благородный акт восстановления справедливости, попранной ранее, который найдет благодарный отклик в сердце каждого одессита.

morela

#20
|Сады Одессы

Первый крупный сад в городе разбит в 1803 году в конце Дерибасовской. Рядом, в Колодезном переулке, находилась вода, что облегчало уход за деревьями. Семена и саженцы приобретали в Умани, выписывали из Италии, Испании и других стран. Первым деревом была белая акация, которая быстро приспособилась к нелегким местным условиям. Назывался сад Городским, или Казенным. Был он местом прогулок избранной публики и детей с нянями и кормилицами. Сад возник по указанию первого градоуправителя Иосифа Де Рибаса. Сад он подарил своему брату Феликсу, а тот в 1816 году - городу. В 1887 г. вокруг сада построили решетку.

Герцог Ришелье, одесский градоначальник, как и Де Рибас, был любителем садов и заботился о их разведении. При нем на пустырях появились разные породы деревьев. На Водяной балке (Молдаванка) он заводит собственную градоначальническую дачу с рощами из акаций, ясеня, орешника, фруктовых деревьев. Любимую белую акацию выписал из Италии и стал ее насаждать в городе.

Дачу Ришелье подарил своему адъютанту Ивану Стемпковскому, а тот после смерти Ришелье подарил ее городу (в 1826 году). В советское время на этом месте вырос парк "Победа".

Ныне в городе много садов, парков, скверов:

Центральный парк имени Т. Г. Шевченко (основан в 1875 г.), Ботанический сад (осн. в 1819 г.), парк имени Ильича, парк имени Горького, парк имени Ленина (ныне "Победа"), парк имени Котовского. Вокруг города появились лесопарки: Дальницкий, Чабанский, Крыжановский. Зеленая зона Одессы составляет 17 тысяч гектаров.

Одесские базары


В 1794 году инженер-полковник Франц Деволан предусмотрел создание в городе проспекта с двумя базарными площадями. Так возник Александровский проспект, названный именем царя Александра I, с Греческой и Базарной площадями, на которых появились базары Греческий и Вольный рынок (впоследствии Старый базар).

На Греческом базаре можно было найти любые произведения рук человеческих: книги, картины, скрипки, ружья, трости, шляпки, сигары и продукты: холодные напитки, пиво, хлеб.

В 1833 году "Одесский вестник" № 75 писал о планируемом обустройстве главной площади Старого базара размером 105 и 88 саженей.

"Посреди предложено выстроить каменное здание и башню в девять саженей высотой, на которой будут построены большие "боевые часы". От сего здания вдоль и посередине улиц, пересекающих базар, отведены будут частным лицам места для построения по однообразному плану эшоп или каменных сквозных галерей, состоящих из двух продольных рядов колонн, соединенных между собой вдоль и поперек арками и покрытых каменными сводами".

Все это было тогда же построено по проекту Г.И. Торичелли. Торговали здесь съестным, книгами, был и толкучий рынок до 1876 года. Башня стояла до 1958 года.

Новый базар возник в первой четверти XIX века, а в 40-х годах по проекту архитектора Н.С. Козлова построили двухэтажные торговые здания с открытыми галереями. В 1896 году по проекту инженера А.Д. Тодорова возвели огромные корпуса с высокими торговыми залами и стеклянной кровлей по металлическим фермам, занимающие два квартала по ул. Торговой. В 1921 году корпуса крытых рынков превратили в манеж, где проводились собрания, митинги, концерты, цирковые номера. Новый базар вошел в литературу: о нем писали К. Паустовский, Э. Багрицкий, Ю. Олеша, В. Сосюра.

Привозная площадь образовалась в 60-х годах XIX века. Вначале она использовалась для складирования привезенных товаров, а позднее половина площади превратилась в рынок для оптовой торговли, а после - и для розничной торговли. Работать "Привоз" начал в 1865 году. В 1913 году по проекту архитектора Ф. Нестурха построили "Фруктовый пассаж", состоящий из четырех двухэтажных корпусов, соединенных арками с коваными воротами, на столбах установлены литые чугунные вазы с фруктами. Корпуса расположились попарно двумя рядами, между ними - широкий двор, под корпусами - подвалы. Одесские газеты писали: "Наш маленький Париж украсился еще одним "пассажем".

О "Привозе" писали И. Бебель, Л. Славин, Э. Багрицкий, В. Катаев. Позже появились и другие базары: Казанский, Слободской, Староконный, Алексеевский.

morela

#21
История рынка Привоз

Уже на следующий год после основания Одессы — в 1795 году появился Вольный рынок специально для продажи жизненных припасов, затем, он стал Старым базаром, а еще позднее Толкучим рынком. Одновременно появляются Красные ряды (ныне Красный переулок) для продажи мануфактурных товаров и Греческий базар (ныне Греческая площадь и ул.К.Либкнехта).

В 1789 году купцам Афанасьеву, Самарину и др. было дозволено строить каменные лавки на отдельном месте за Вольным рынком в сторону степи для продажи мяса и резки скота. В 1804 году по улице Н. Рыбной (ныне ул.Чижикова) строятся Рыбные ряды, а затем, на сегодняшней ул. Садовой – Садовые ряды. Греческий базар был построен в 1810 году архитектором Ф.Фраполи.

История "Привоза" начинается с 1827 года, когда на Привозной площади был построен огромный рынок . С тех пор он стал главным рынком Одессы. В 1913 году архитектор Ф.Неструк построеил еще четыре 2-х этажных здания (”Фруктовый пассаж”), удачно дополнивших архитектурный комплекс ”Привоза”.

В 1842 году по проекту архитектора. Т.Торичелли на углу улиц Екатериненской и Ланжероновской был построен гостиный двор - ”Пале-Рояль”, в дословном переводе означает ”Королевский дворец” – и состоял он из 44 торговых лавочных галерей. В этом же году на площади Старого базара архитектор Г.И. Торичелли построил здание – торговые ряды по Большому проспекту (ныне проспект Мира). А в 1903 году было завершено 15-летнее строительство Нового рынка .

Из отчета г-на Лорера (Городское управление) известно, что уже в 1797 голу ”Всякий базар” (тогда Русский и Греческий) имел своего смотрителя или, так называемого ”базарного”, обязанности которого определялись особой инструкцией Городского управления.

В 1798 году взамен смотрителей учреждены должности базарных надзирателей, на которых возлагалось наблюдение за тем, чтобы не было перекупа, дороговизны жизненных припасов и других злоупотреблений, как на городских рынках, так и при таможне.

Желая удешевить цены на жизненные припасы, Городское управление в 1797 году заключило контракт с купцом Филиповым, предоставляя ему монополию ”иметь разницу” и ”чинить продажу” мяса самого хорошего качества, ”дабы покупщики не имели жалоб”, с правом продавать во время постов не дороже чем по 4-5 копеек за фунт (400 гр) баранины и 3-4 копейки за фунт говядины. Такса на жизненные припасы была отменена Городской думой в 1860 году.

С введением Городового Положения в 1863 году организована торговая полиция. В состав ее входили торговая депутация, торговые, базарные и рыночные смотрители, торговые старосты. На них возлагались специальные обязанности следить за порядком торговли на рынках. Смотрители были лицами выборными и избирались из купеческого и мещанского сословий.

Одной из первых забот Новой Думы была очистка базаров и рынков от загрязнений. Для покрытия расходов по очистке, каждый воз, привозивший что-либо на базар, облагался сбором по 3 копейки в день, постоянные же торговцы облагались таким сбором раз в неделю.

Со временем, специальные сборы на очистку базаров был отменены и очистка производилась за счет городских доходов.

morela

#22
Ботанический сад

Первый Ботанический сад был заложен в Одессе в 1819 г учёным-садоводом Карлом Десметом в районе Отрады площадью 70 гектаров. В саду выращивались саженцы для парков и садов. Несколько десятилетий в созданном при нём училище воспитывались специалисты-садоводы для всего юга России. Но едва сад вошёл в силу, он был распродан под застройку. В настоящее время в Пироговском переулке улице Белинского и Отрадной остались несколько могучих в два обхвата; деревьев тех времён.

Ботанический сад, существующий сегодня, принадлежит Одесскому госуниверситету им. И. И. Мечникова и является экспериментальной базой по акклиматизации и озеленению Причерноморской степи. Сад основан в 1867 г Первоначально он находился во дворе главного корпуса университета. В 1880 г. сад был переведен в Аркадию. Ныне он занимает два участка: старый - Французский бульвар, 87 и новый - Французский бул., 48-80. В дендропарке более 320 видов и пород деревьев, представляющие зелёное хозяйство в различных климатических зонах. В его коллекции около 730 сортов однолетних растений, свыше 250 сортов роз, молодой персиковый сад из 200 сортов.

Маяк

2 августа 1823 года по указанию губернатора края графа Воронцова на мысе Большой Фонтан по проекту инженер-майора Ж. В. Гаюи, началось строительство маяка за счёт городских доходов. Подрядчики Семеон Томазини и Карл Гаджини завершили постройку в 1827 году. Механизмы маяка соорудили мастера кузнечных дел Иосиф Видон и Дихтел. Чугунный фонарь изготовили на литейном заводе Луганска. Отделку серебряными листами параболы рефлектора выполнил мастер Мублик. На эту работу ушло 24 листа серебра. 6 декабря 1827 г. маяк был впервые освещён.

Его высота 30 метров. На вершине перед рефлекторами зажигались 13 ламп с деревянным или суренным маслом. Огонь маяка был виден до 20 миль. А в 1867 году освещение стало электрическим (установили два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока, ну и электродуговые лампы Фукко и Соррена).

Первым смотрителем маяка был назначен штабс-капитан Давыд Иванович Круг. Лет через двадцать была установлена английская сирена, рев которой был слышен на 5 миль. С 1900 по 1901 годы из-за оползней пришлось строить новый маяк, подальше от рушащегося берега. Он представлял собой 27-метровую железную башню с 120-ю ступенями внутри, изготовленную во Франции. А старую башню, грозившую опрокинуться в море, взорвали в 1933 году.

morela

#23
Филармония

Концертный зал филармонии размещается в одном из красивейших зданий города, построенном сто лет тому назад (в 1898 году) для купеческой биржи. Автор проекта - выдающийся архитектор А. Бернардацци.

Фасад здания выходит на улицы Пушкинскую и Полицейскую (Бунина) и облицован цветными терракотовыми плитками. Окна декорированы витыми колоннами каррарского мрамора и яркими витражами. Наружный декор исполнил М. Молинари. Главный вход - в виде глубокой лоджии высотой 21 метр. Внутри лоджии - беломраморная лестница, ведущая в вестибюль главного зала. По бокам лестницы колонны, увенчанные шарами из цветного стекла с внутренней подсветкой. Над входом перекрытие в форме небесного свода, украшенного 12 знаками Зодиака.

Зал площадью 910 квадратных метров, высотой 12 метров. Стены украшают картины кисти петербургского художника Н. Каразина и флорентийского художника Кассиоли, со сценами торговли народов на разных этапах развития человечества.

Но ещё 30 марта 1848 года состоялся первый публичный концерт Одесского филармонического общества. В 40-х годах XIX века здесь выступали братья Венявские, шесть концертов дал великий венгерский композитор Ференц Лист - пианист и дирижёр. Большой вклад в развитие филармонического общества внёс П. П. Сокальский - известный украинский композитор, критик, фольклорист.

В 1884 году в городе начало работать отделение русского музыкального общества. Приезжал на гастроли С.В. Рахманинов - композитор, пианист, дирижёр. По инициативе композитора А. К. Глазунова в 1913 году создаётся Одесская консерватория. В 1910-1912 годах выступал с оркестром Летнего театра Н. В. Лысенко - композитор и фольклорист, основоположник украинской национальной композиторской школы.

В советский период преемницей и продолжательницей традиций филармонического общества явилась Одесская государственная филармония. Начало её деятельности относится к 1924 году. Стены зала филармонии слышали самого Ф.И. Шаляпина.

Сегодня зал филармонии также принадлежит музыке: эстрадные концерты, выступления Одесского государственного филармонического оркестра (художественный руководитель и главный режиссер - заслуженный артист Украины Хобарт Эрл), программы солистов и камерного оркестра филармонии пользуются большой популярностью одесских любителей музыки.



А это главпочтамп на ул.Садовой

morela

#24

Приморский бульвар


ул.Гоголя

morela

#25

здание одесского горсовета


Пассаж
Гостиница расположена в Центре города Одессы на пересечении улиц Дерибасовской и Преображенской. Здание гостиницы, построенное в 1886 году - памятник архитектуры 19 века, построено по проекту архитектора Л. Влодека в стиле барокко и является одном из красивейших зданий города. Вутренний двор гостиницы закрыт стеклянной крышей и создает неповторимую атмосферу европейского города.

Прототипы Остапа Бендера

По словам Евгения Петрова, для Остапа Бендера поначалу была заготовлена лишь фраза про ключ от квартиры, услышанная авторами "Двенадцати стульев" и "Золотого теленка" от знакомого бильярдиста. Но по мере работы над романом "великий комбинатор" приобретал черты друзей, знакомых и земляков И.Ильфа и Е.Петрова. Так, фамилию Бендер с детства знал Ильф, поскольку рядом с его домом на Малой Арнаутской, 9 была мясная лавка однофамильца Остапа, а частые обращения к классическим ариям он "перенял" у музыкально одаренного Петрова. Забавная подробность биографии - "мой папа был турецко-подданный" - восходит к тестю поэта Э.Багрицкого римско-католического вероисповедания, турецко-подданному" Густаву Суоку, а воспоминание об учебе в гимназии Илиади - к писателю Л.Славину, окончившему это достопочтенное заведение. Оборотистость Остапа - от бойкого молодого человека Д.П.Ширмахера, который пописывал стихи под псевдонимом Дмитрий Агатов, но известен более тем, что в 1920 году нахрапом заполучил для литкружка "Коллектив поэтов" роскошное помещение на улице Петра Великого, 33. Авантюризмом же и жесткостью натуры Бендер "обязан" приятелю юности Ильфа Сеньке Товбину, от взгляда которого, по признанию самого Ильфа, "холодеет спина". Очутившись в Париже, Товбин оказался замешанным в столь крупной афере с ценными бумагами, что она попала в тамошние газеты, а Ильфу могла стать известной от брата художника Сандро Фазини, жительствовавшего в Париже и потом бесследно пропавшего в годы войны...

При таком изобилии лиц, от которых Остап что-либо "унаследовал", однозначно говорить о его прототипе трудно. И в то же время приятельница Ильфа Варвара Васильевна Окс вспоминала, как однажды он встретил ее словами: "Вава, жаль, что вы не пришли раньше, только что ушел Остап Бендер!". Она не спросила тогда, кто это приходил, но в окружении Ильфа и Петрова был лишь один человек, который, пусть в первом приближении, мог претендовать на экстраординарную роль прототипа Бендера.

Это - Осип Беньяминович, в миру Остап Васильевич Шор, брат одесского поэта А.Фиолетова, завсегдатай "Коллектива поэтов", приятель Багрицкого, выпускник гимназии Раппопорта, студент университета, милиционер в 1917 году, боец красного партизанского отряда в 1919-м, профессиональный рыбак, снова студент, поклонник Бахуса, на вопрос, что он пьет, водку или вино, неизменно отвечавший: "И пиво!"...

Он переехал в Москву, ночевал на бульварах, к осени поселился у Ю.Олеши, где-то служил, а когда его узнали в Остапе Бендере, деланно дулся на Ильфа и Петрова, но связи не терял и, похоже, втайне гордился таким поворотом судьбы.

morela

#26
МУЗЕИ ОДЕССЫ




Одесский археологический музей, один из старейших в стране, был основан в 1825 году. Его развитию способствовало созданное 1839 году Одесское Общество Истории и Древностей, которое обладало правом вести раскопки на Юге России. Сейчас в музее хранится свыше 160 тысяч экспонатов, являющихся крупнейшим собранием источников по древней истории Северного Причерноморья. Кроме того, здесь имеются коллекции памятников Древнего Египта, Древней Греции и Рима, монеты и медали.

Лучшие образцы античной скульптуры выставлены в вестибюле здания, специально построенного для музея в 1883 году.

В первых двух залах демонстрируются материалы, охватывающие огромный период времени: от появления человека - до второго тысячелетия до н.э. Особый интерес представляют находки из поселений и могильников культур Гумельница, Триполье, Усатово, подкурганных погребений и кладов бронзы.

В "Золотой кладовой" музея экспонируется подлинные вещи из драгоценных металлов, древнейшие из них относятся к началу второго тысячелетию до н.э. Привлекают внимание украшения из скифских и сарматских могильников, средневековых погребений кочевников, изделия славянских умельцев.

Собрание египетских древностей - третье по величине в бывшем СССР. Здесь интерес представляют деревянные и каменный саркофаги, погребальный инвентарь, каменные плиты и фрагменты папирусов с иероглифами.

Одесский государственный литературный музей, основанный в 1977г. и открытый для посетителей в 1984г. - один из крупнейших региональных литературных музеев страны. Его экспозиция насчитывает двадцать залов. Каждый зал - это художественный образ десятилетия, которому он посвящен. Система имен, символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени - книги, рукописи, фотографии, личные вещи писателей создают своеобразный "лабиринт времени", не имеющий аналогов во всем мире. Главным создателем оформления музея стал крупнейший киевский дизайнер, лауреат премиии Т.Г.Шевченко художник Анатолий Гайдамака.

Здание, в котором расположен музей, было выстроено в середине XIX века. Дворец принадлежал представителю высших кругов русской аристократии, одному из первых граждан Одессы князю Дмитрию Ивановичу Гагарину, и его жене, Софье Петровне. Во второй половине века семья Гагариных передала дворец городу.

История дворца связана с деятельностью местной интеллигенции. С 1899 по 1903 годы здесь проходили заседания и вечера Литературно-Артистического общества, которое объединяло писателей, художников, музыкантов, актеров. Золотой зал - единственный мемориальный зал музея. Остальные воплощают ход литературной истории.

Одесский художественный музей. Собрание музея - одна из наиболее значительных и многоплановых коллекций отечественного изобразительного искусства в Украине. Она охватывает все виды изобразительного искусства (живопись, графику, скульптуру, декоративно - прикладное искусство) и включает в себя произведения украинских и русских мастеров от иконописи XVI века до современности, насчитывая более 10 тысяч оригинальных работ.

Музей расположен в центре Одессы, над морем, во дворце, являющимся памятником архитектуры начала XIX века и имеющем искусственный подземный грот, также открытый для посещений. Экспозиция музея расположена в 26 залах на двух этажах. Она построена в историко-хронологической последовательности с соблюдением монографического принципа показа работ каждого автора. своеобразия ранними светскими портретами XVII века.

Музей располагает большим и представительным собранием произведений художников демократического направления в отечественном искусстве второй половины XIX века. Интересна и многочисленна коллекция полотен прославленного мариниста И.Айвазовского.

Один из лучших разделов коллекции - искусство рубежа XIX и XX веков - отражает разнообразие и напряженность творческих поисков этого сложного времени.

Отдел современного искусства представляет художественную жизнь Одессы с 20-х годов до наших дней. В экспозиции представлены лучшие работы художников нашего города и других регионов Украины.

Большая интересная коллекция икон в Одесском художественном музее дает возможность в полном объеме познакомиться с уникальными памятниками русской и украинской иконописи ХVI-ХIХ столетий.

Одесский музей им. А.С. Пушкина. На улице Пушкинской в доме № 13 находится литературно-мемориальный музей А.С.Пушкина. В 20-е годы XIX века этот дом принадлежал известному в Одессе купцу - Шарлю Сикару. Это один из первых отелей молодого города - "Hotel du Nord.

По приезде в Одессу 3 июля 1823 г., Пушкин остановился в этой гостинице и прожил здесь месяц. За тринадцать одесских месяцев им создана поэма "Цыганы", закончена поэма "Бахчисарайский фонтан", написано тридцать лирических стихотворений и две с половиной главы романа "Евгений Онегин". Описав Одессу в главе "Путешествие Онегина", Пушкин, по выражению поэта Туманского, подарил городу "грамоту на бессмертие".

Улица, на которой жил великий поэт, ранее называвшаяся Итальянской, переименована в 1880 г. в Пушкинскую. В "Пушкинском" домике (так назвали одесситы - почитатели таланта поэта) более 30-ти лет работает музей великого поэта. Здесь можно познакомиться со старинными гравюрами пушкинской Одессы, портретами современников поэта, уникальными пушкинскими автографами с рисунками, редкими прижизненными изданиями произведений Пушкина. Каждая вещь пушкинского времени, представленная в экспозиции, переносит в мир пушкинских образов, передает дух времени, настроение поэта. Ежегодно музей посещают тысячи человек. Здесь проходят встречи с творческими и научными работниками, открытые уроки, консультации для учащихся, вечера посвященные памяти А.Пушкина, работают книжные и художественные выставки.


пушка

morela

#27

пушкинский дуб


атланты

morela

#28

лаокоон


часы городского совета


Екатерининская площадь-Гoрсад

Ансамбль Екатерининской площади - замечательный памятник градостроительного искусства. Образующие ее дома отличаются целостностью композиции. Они созданы видными архитекторами - ф. Моранди, В. Кабиольским. Н. Толвинским. Раньше в центре площади стоял памятник Екатерине II. Авторами памятника были скульпторы М. Попов, Б. Эдуарде, Л. Менционе, архитектор Ю. Дмитриенко. Сохранившиеся фрагменты памятника находятся во дворике Одесского историко-краеведческого музея.

В настоящее время посреди площади установлен па-мятник матросам-потемкинцам. Эта многофигурная скульптурная композиция (скульптор В. Богданов, архитекторы М. Волков и Ю. Лапин} установлена в 1965 году в память 60-летия восстания на броненосце "Потемкин".

Особый интерес представляют дворики, характерные для старой Одессы, сохранившие свой особый колорит.

Улица Ланжероновская начинается от Таможенной площади. Гранитные ступени лестницы ведут к зданию Одесского литературного музея. Созданный в 1977 г., открытый в 1984 г., он не имеет аналогов во всем мире,

Экспозиция музея расположена в двадцати залах Благодаря оригинальному художественному решению в залах музея воссоздана атмосфера разных периодов жизни города, воспетого знаменитыми писателями и поэтами на разных языках. В экспозиции музея представлены более трехсот писательских имен, связанных с Одессой.

Рядом с Одесским литературным музеем во дворике, украшенном клумбами, с фонтаном в центре, расположился Сад Скульптур. Двор населен статуями средневековой скульптуры Причерноморья и работами современных мастеров. Древние идолы, так называемые "скифские бабы", соседствуют с шуточными, бронзовыми скульптурами, насыщенными одесской символикой.

Все пространство двора передает неповторимое своеобразие стоящей на древней земле, но неизменно юной Одессы - города, который впитал в себя традиции великих культур и озарил их своей доброй улыбкой.

Возраст Городского сада равен возрасту города. Сад был заложен в конце XVIII века одним из основателей Одессы - Иосифом Дерибасом.

С 1806 года сад переходит в собственность города. Долгое время Городской сад был единственным местом отдыха жителей.

В 1900 году сад был реконструирован. В центре сооружена беседка, перед ней - фонтан. Со стороны ул. Дерибасовской были установлены скульптуры льва и львицы, выполненные скульптором А. Сайном.

Сейчас Городской сад - место, где художники и мастера прикладного искусства выставляют свои произведения.

morela

#29
Французский бульвар

Самым красивым уголком Одессы называли улицу, именовавшуюся Фонтанской дорогой. В 1902 году в честь визита царя Николая II во Францию Малофонтанскую дорогу переименовали во Французский бульвар.

Многочисленные владельцы дач и особняков превратили Французский бульвар в один из самых благоустроенных уголков города. Когда в Одессе пустили электрический трамвай, одна из первых его линий прошла по бульвару в Аркадию.

На Французском бульваре расположен старейший в Украине завод шампанских вин. Знаменитое шампанское одесского завода, отмеченное многими дипломами и золотыми медалями, известно во всем мире.

После Октябрьского переворота на Французском бульваре организуется и строится большая курортная зона. Многочисленные санатории и дома отдыха расположены вдоль всего бульвара: "Аркадия", "Украина", "Россия", "им. В. Чкалова" и другие.

На Французском бульваре находится старейшая в Украине киностудия, Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова АМН Украины, новые корпуса Одесского национального университета им. И. И. Мечникова,

В самом начале Французского бульвара расположено здание Театра музыкальной комедии им. М. Водяного.

Этот театр был организован во Львове 23 марта 1947 года. Зимой 1953 года театр музкомедии, где работали молодые артисты Е. Дембская, М. Водяной, Н. Удод, М. Демина, Ю. Дынов и другие, как бы поменялся адресами с работавшим в нашем городе театром Советской Армии.

В репертуаре театра - произведения отечественных и зарубежных авторов. Многие из них посвящены нашему родному городу.

До самой смерти театром руководил Михаил Водяной, именем которого и назван театр.

Первая в Украине киностудия была создана в начале XX века в Одессе. На этой студии начинал свой творческий путь А. Довженко (1894 - 1956). Он поставил здесь свои первые картины.

Дебютировали на Одесской киностудии выпускники киновузов послевоенных лет. Это такие известные режиссеры как М. Хуциев, П. Тодоровский, С. Говорухин, К. Муратова. Картины, снятые этими режиссерами на Одесской киностудии, вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

На обрывистом морском берегу расположено здание Института глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова АМН Украины (архитекторы М. Кац, Л. Кордонский, М. Шлифер). В этом здании, построенном в 1936 - 1939 гг., блестяще работал академик В. П. Филатов, возвращая тысячам людей зрение.

Сейчас в институте успешно трудятся последователи великого ученого. Благодаря их труду и таланту, институт приобрел мировую известность.

В 1957 году перед главным корпусом института установлен мраморный бюст В. П. Филатова (скульптор А. Ковалев), а на здании - мемориальная доска с барельефом ученого.

1 июня 1824 г. Фонтанское архиерейское подворье в Одессе было обращено в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь.

Главный престол собора, освящение которого состоялось в 1825 г., был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божьей Матери "Животворный источник". Этот храм монастыря впоследствии был переосвящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, так как Свято-Успенский собор монастыря после 1936 г. был разрушен. В 1953 г. на его месте была сооружена водосвятная часовня с монастырским источником. После 1834 г. монастырская братия на свои средства построила небольшую третью церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится с ней под одной крышей.

Раньше местом погребения архипастырей Одессы было Слободское кладбище. Теперь местом их погребения является кладбище Одесского Свято-Успенского монастыря. Перенесение и перезахоронение их останков произошло в 1987 году.

С 1922 по1944 гг. жизнь монастыря была нарушена. Но уже в 1944 г. началось возрождение монастыря. Пополняется число монастырской братии, монастырь благоустраивается. В этом же 1944 г. в монастыре начала устраиваться летняя резиденция Патриарха. С тех пор обитель именуют Патриаршей.

В 1961 году рядом с монастырем разместилась Одесская Духовная Семинария.

Улица Старопортофранковская широкой дугой огибает центральную часть Одессы. Тянется она от Херсонского спуска далеко на запад. Связано это с тем, что в 1817 году в Одессе была зона "порто франке", что в переводе означает "вольная гавань". Это была зона свободной, беспошлинной торговли. По границам этой зоны и расположилась улица, получившая свое название - Старопортофранковская. В настоящее время улица считается границей исторической части Одессы.

Старопортофранковская - улица молодежи.' Здесь находится много учебных заведений, студенческих общежитий.

В конце улицы Старопортофранковской, на углу улиц Мечникова и Пантелеимоновской, в 1891-1894 гг. по проекту архитектора Ю. Дмитриенко было возведено монументальное здание малой Аудитории публичных чтений. С огромным залом, с коридорами вдоль боковых сторон и просторным вестибюлем здание было построено в духе строгого ренессанса.

Сейчас здесь располагается один из крупнейших в городе кинотеатров - "Родина". Кинотеатр оснащен самой современной проекционной и акустической аппаратурой. Два зала -большой и малый способны одновременно вместить 700 зрителей. В кинотеатре демонстрируются фильмы, только что поступившие в мировой прокат.

Одесса - большой транспортный узел. Кроме морского и железнодорожного вокзалов, в семидесятых годах прошлого столетия были построены еще два.

Аэровокзал был построен в 1962 году по проекту архитекторов Н. Шаповаленко, Е. Вайнштейнэ, А. Крайнева. Пропускная способность - до 5500 пассажиров в сутки. Аэровокзал способен принимать все типы воздушных судов.

Автовокзал вступил в строй в 1964 году. Авторами проекта были архитекторы А. Милецкий, И. Мельник, Э. Бильский. Автовокзал способен за сутки обслужить до 10 тыс. пассажиров. Он связывает Одессу не только с городами Украины, России, Молдовы, но и со странами Западной Европы.